3 декабря 2014 г.

Путешествие в Ростов Великий. Борисоглебский монастырь. ноябрь 2014г.

Из Ростова мы направились в пос.Борисоглебский, это в 18 км к северо-западу от Ростова по древнему тракту из Ростова в Углич.





Главная достопримечательность поселка, это Борисоглебский монастырь,что на Устье-реке, основанный в 1363 году. Громадные стены (высотой более 10 м), высокие башни, множество бойниц на разных уровнях. Протяженность монастырской стены более 1 км. К северной стене со старых времен пристроено множество каменных лавок, которые являлись частью базарной площади.




По преданию, на месте будущего Борисо-Глебского монастыря был лиственный лес. Здесь поселился монах Феодор, который прожил здесь в одиночестве несколько лет. Неподалеку от его кельи проходила дорога на Москву и Ростов. Около этой оживленной дороги Феодор повесил на дерево кузов, в который проезжающие, понимая, что рядом обитает пустынник, по древнему обычаю клали милостыню. Позднее к Феодору пришел инок Павел.

Однажды, узнав, что преподобный Сергий Радонежский находится в Ростове, Феодор и Павел направились туда просить ростовского князя Константина и епископа Игнатия разрешить им устроить монастырь, а преподобного Сергия - указать для обители место.
Сергий, походив по этой местности, указал на невысокий холм на берегу реки Устье и благословил Феодора и Павла поставить здесь храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба.

С момента основания Борисо-Глебский монастырь находился в личных владениях Московского митрополита. А с 1430-х годов он уже имел статус великокняжеского, что способствовало расцвету обители, вкладчиками которой нередко становились представители знатнейших княжеских и боярских родов - Сабуровых, Бельских, Шереметевых и других.
Игумен Борисо-Глебского монастыря Питирим в 1440 году был приглашен Великим князем Василием в Троице-Сергиеву лавру, где крестили его первенца - младенца Ивана. Согласно Никоновской летописи, Питирим стал крестным отцом будущего государя всея Руси Ивана III.
Вскоре Борисо-Глебского игумена Питирима назначают настоятелем Чудова монастыря в Москве.
Помятуя о своем крестном отце, Иван III благоволил к Борисо-Глебской обители, а его внук царь Иван IV Васильевич (Грозный) не раз приезжал сюда на богомолье.
Более 150 лет монастырь оставался деревянным. С 1520 года здесь разворачивается грандиозное каменное строительство.

На территорию монастыря входим через северные ворота с надвратной Сретенской церковью (XVI-XVII в.в.)



Предполагают, что в древности река Устье подходила непосредственно к северной монастырской стене, поэтому северные ворота называют "водяными".
Вид на надвратную Сретенскую церковь с территории монастыря



Борисо-Глебский собор (XVI в.)  Он был первым каменным строением монастыря. Собор был закрыт, а из литературы я узнала, что из древности в соборе  сохранилась лишь фресковая роспись времен Ивана Грозного в наполовину заложенной кирпичом нише северной стены.
В настоящее время стены и своды собора покрывает живопись начала XX века работы петербургских мастеров под руководством художника-копииста Ф.Е.Егорова. Сцены из Священного Писания в Борисоглебском соборе выполнены по мотивам росписей В.М.Васнецова. Высокий художественный уровень и неплохая сохранность живописи позволили в 2000 году начать ее реставрацию.
К сожалению, собор мы смогли увидеть только снаружи.




От Борисо-Глебского собора спускаемся по липовой аллее к восточной стене монастыря, к которой пристроена келья-часовенка преподобного Иринарха затворника на том самом месте, где стояла подлинная древняя келья старца.
 


У стены, рядом с часовней разбита цветочная клумба, а дальше вдоль стены идут посадки смородины и фруктовых деревьев.



Вид на Сретенскую церковь от восточной стены


Почти напротив Борисоглебского собора - Благовещенская церковь с трапезной палатой (на фото правая часть здания) и настоятельские покои (на фото левая часть здания) XVI в.


Благовещенская церковь с трапезной сейчас ремонтируются, поэтому выглядят вот так




Справа разрушенное здание из кирпича - это братский корпус (XVI в.)


Украшает монастырскую площадь - звонница изящной архитектуры (XVI в.)


Колокольня с церковью Иоанна Предтечи была каменной еще в XVI веке. Тяжелое и пышное крыльцо, украшенное многоцветными изразцами, пристроено к звоннице в конце XVII века.
Первое упомянание о колоколах появилось в монастырских летописях в 1566 году, когда царь Иван Грозный пожаловал Борисо-Глебскому монастырю колокол в 138 пудов. Это был самый большой колокол на звоннице, пока в 1758 году не был отлит колокол в 261 пуд.

Колокольный набор на звоннице менялся.Случалось, колокола разбивались, их переливали на новые. Так колокол Ивана Грозного в 1817 году дал трещину и "по неспособности его ко звону" был перелит с прибавкой новой меди. К началу XX века на звоннице находилось 9 колоколов и самым большим из них оставался колокол в 261 пуд.

В 1913 году борисоглебские крестьяне обратились к настоятелю монастыря с просьбой разрешить им сбор средств для отливки нового колокола, "который бы своими размерами и звуком соответствовал духу и величию обители". Собирали деньги всем миром, немалую сумму внесли перербургские купцы, а так же архимандрит Василий.

Колокол весом 606 пудов был отлит на Ярославском заводе купцов Оловянишниковых. Торжественное поднятие колокола состоялось 13 октября 1913 года.
В 1929 году В Борисо-Глебский монастырь прибыли представители треста "Рудметаллторг", закрыли ворота, выставили вооруженную охрану и сбросили колокола на землю, а за тем разбили их для "приведения лома в транспортабельное состояние".

Первый звон колоколов после почти шестидесятилетнего перерыва борисоглебцы услышали в августе 1988 года. Тогда на звонницу подняли 18 старинных колоколов, собранных работниками Борисоглебского филиала Ростовского музея по селам и деревням района. Звон этих колоколов сопровождал первую службу во вновь открывшемся в 1989 году Борисо-Глебском соборе.

И снова в 2009 году сняли эти колокола и перевезли их в запасники Ростовского музея. Но теперь уже сняли для того, что бы к Пасхе 2009 года поднять на звонницу десять новых колоколов, отлитых в Тутаеве. Самый большой колокол весит 5200 кг.
Этот набор колоколов является даром монастырю московских предпринимателей и меценатов братьев Ананьевых в память 645 летия Борисо-Глебской обители.

В июне 2009 года на звоннице восстановлен часозвон, а в 2010 году в нише между арочными пролетами верхнего яруса иконописей Елена Лавриненко заново написала фреску "Иоанн Креститель - Ангел пустыни"

Вид на монастырскую площадь с юго-запада: Звонница, Борисо-Глебский собор, Благовещенская церковь с трапезной


Мимо звонницы дорога ведет к южным воротам монастыря с Сергиевской надвратной церковью.



Там тоже велись строительные работы и мы остались осматривать другие строения на монастырской площади.

Напротив звонницы - 2 одноэтажных здания XVI в. - это Казначейский корпус (в некоторых источниках его называют Архиерейским домом)



Архиерейская кухня, так же называемая просфорным корпусом


В этих зданиях с 1822 года до пожара в 1862 г. размещалось Ростовское духовное училище.
Довольно большую территорию от этих зданий до южной и западной стены занимает фруктовый сад, где растут яблони, груши, сливы, вишни.
У западной стены монастыря - старые настоятельные покои



Так вот мы и прошли всю территорию Борисо-Глебского мужского монастыря. Монастырь производит огромное впечатление своей мощью и подлинностью. Здесь нет фальши и лоска, есть покой и величие, гармония и умиротворенность.

При выходе опять через северные ворота, под аркой среди всякого хлама увидели металлические листы, похожие на рекламные щиты. Вытянули их из под досок и камней и оказалось, не зря.
Это был план монастыря, кстати, из которого мы узнали, что на этой территории работает и музей, и что здесь, есть даже выставочные экспозиции. Возможно, потому, что ведутся восстановительные работы зданий, музейная часть себя никак не показала.


На выходе зашли в монастырскую лавку, расположенную в арке ворот. Кроме икон, свечей, книг и другой церковной утвари, здесь продают монастырский хлеб, квас и мед. К сожалению, хлеба нам не досталось, весь раскуплен с утра. За то я купила "Московский журнал" №5 за 2013г., где к 650 летию Борисо-Глебского монастыря напечатана интересная статья С.А.Лапшиной "Труждайтесь на месте сем...", информацией из которой воспользовалась и я в написании этого поста.

Площадь перед монастырем - это центральная площадь поселка. Здесь же находится администрация муниципального района


перед которой стоит бюст князю Дмитрию Пожарскому



Неподалеку находится мемориальный комплекс, посвященный памяти погибших односельчан во время Великой Отечественной войны


А напротив мемориала - памятник преподобному Иринарху затворнику Борисоглебскому, подаренному поселку Зурабом Церетели




На въезде-выезде из поселка установлен монумент воину-монаху Александру Пересвету. Этот монумент так же является подарком Зураба Церетели, приуроченным к 625 годовщине Куликовской битвы.




Еще раз взглянем на Борисо-Глебский монастырь


и едем в сторону Ярославского шоссе


Проехав пару километров по трассе, увидели деревянную церковь, о которой слышали, что построена она без единого гвоздя.
Свернули к ней и въехали в село Богослов.






Вот и все село. А на лобном месте возвышается храм Иоанна Богослова, построенный на месте явления апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию.


Это уникальный памятник деревянного зодчества, построенный без единого гвоздя во второй половине XVII века. Он является единственным столь древним деревянным храмом в Ярославской области.



Это было последнее место нашей остановки в данном путешествии. А дальше - дорога домой.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: ▼
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ▼
Поделитесь новостью с друзьями!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: ▼


наверх