12 декабря 2013 г.

Путешествие в Горячий Ключ. июнь 2013г.

Давно у нас не было такого декабря. Сегодня всего лишь 12 число, а снега полным полно и морозы успели себя показать. Два дня ночью и утром было где-то -17, а днем тоже не жарко -10.

Не нравится мне, когда холодно. Все думаю, как бы было хорошо проводить зиму в тёплых краях, например, в Краснодарском крае.

В связи со своим желанием проводить холодное время на юге, вспомнилось о райском уголке, который открыла для себя в этом году - Горячий Ключ.

В первых числах июня мы с мужем поехали на автомобиле к Черному морю. Краснодар проезжали уже по темну и решили доехать до Горячего Ключа (45 км от Краснодара) и там остановиться на ночлег.

Мы никогда не были в Горячем ключе и поэтому не могли ориентироваться в городе, тем более в темноте. Мы ездили по слабо освещенным улицам частного сектора, на многих домах были вывески – сдаются комнаты, но было поздно, в окнах было темно и мы не решились беспокоить людей. Остановились, по видимому, на краю какого-то парка, под высокими соснами и устроились на ночлег в машине. Утром разбудил солнечный луч и шаги пешехода.

Я вылезла из машины. Аромат – офигенный! Сосны, розы, разные другие цветы и деревья , а в 100 метрах от нас - клумбы, мемориал и вечный огонь… Мы в центре парка. На одной из его площадок.

Проехали по улице вверх на горку, там умылись и наелись вишни, которая растет вдоль улицы. Прошли по парку, оказалось, что это курортный парк, по обе стороны которого – санатории. Всё в цвету, всё благоухает ароматами! Дошли до питьевой галереи, где напились серо-водородной минеральной воды и решили остаться в Горячем Ключе на пару дней, что бы отдохнуть с дороги, изучить город и попить водички.

Накануне нашего приезда в Горячем Ключе прошли сильные дожди. Вода стекала с гор бурными потоками и вливалась в речку  Псекупс, уровень которой заметно поднялся. Вода в реке после ливней была темной и грязной и ничто не напоминало о кристально чистой горной речке.

Мы прошлись по нескольким улицам, выбирая, где бы нам разместиться. Хотелось выбрать местечко приятное глазу и удобное по расположению – не далеко от парка, бювета и рынка, что бы было не далеко от озера, которое находится в черте города.

Жилье здесь сдают круглый год. Люди приезжают лечиться, покупают лечение в водолечебнице и санаториях, пьют воду в бювете, а поселяются в мини-гостиницах частного сектора, так дешевле.

Мы остановились на улице Лермонтова в мини-гостинице с очень приятной хозяйкой – Наташей. Нам так понравилось в Горячем Ключе, что мы задержались здесь на 5 дней.

А это вид с нашего балкона

Каждый день с утра шли пить минеральную воду, гуляли по паркам, сходили в Дантово ущелье, поднялись в гору на скалу Петушок, ходили купаться на озеро.

Иверская часовня вырублена в скале, а рядом с ней выходит на поверхность земли Иверский железистый источник. Правильное полное название - часовня в честь Иверской иконы Божией Матери.
Часовня находится у подножия Абадзехской (Ключевой) горы, невдалеке от правого берега реки Псекупс. Она пристроена к каменному гроту во второй половине XIX века рядом с целебным Иверским источником. Он действовал до двадцатых годов прошлого века, дарил местным жителям и паломникам святую воду. Но потом, в результате сдвижки горных пластов, вода ушла. Напоминанием о благодатном роднике осталась только чаша в виде морской раковины и часовня.

Памятник "Живой Воде"
Обелиск, поставленный в 1914 году в честь 50-летия освоения Псекупских минвод.
Обелиск находится на Минеральной поляне у подножья Абадзехской горы рядом с Иверской часовней. Изначально на вершине конуса был установлен двуглавый герб Российской Империи. А ниже, на четырех плоскостях колонны, находились именные доски, на которых предположительно были названия казачьих частей, участвовавших в Кавказской войне (по другой версии - фамилии основателей города).
Со временем этот обелиск все чаще стал восприниматься как дань уважения к Псекупским минеральным водам, которые помогли вернуть здоровье, бодрость, радость духа миллионам людей за годы истории курорта.

Дантово ущелье - необычный памятник природы у подножья Абадзехской (Ключевой) горы. Удивительно красивое и доступное для ознакомления место в Целебном парке на окраине города Горячий Ключ. Ущелье создано природой и людьми. Природа разделила этой узкой стометровой скальной щелью (глубина до 15 метров) горные склоны. Люди в 70-х годах девятнадцатого века вырубили по дну ущелья каменную Дантову лестницу и облагородили поляну перед входом (родники в этих местах были заболочены, вид у этих мест был далеко не курортный, плюс - комары).

Дантово ущелье названо в честь великого итальянского поэта, мыслителя и ученого эпохи Возрождения Данте Алигьери (1265-1321). Его поэма "Комедия", названная потомками "Божественной", изображает странствие поэта по загробному миру.
Темное, сырое и прохладное местное ущелье действительно напоминает дорогу в ад, описанную Данте. А живописная природа этих мест вне стен ущелья - рай. В какой степени подъем на здешнюю Абадзехскую (Ключевую) гору аналогичен чистилищу - каждому решать самому.

Скала "Петушок"
Один из наиболее известных памятников природы Кавказа. Скалу когда-то называли "Скала Спасения". Расположена на западном склоне Абадзехской горы, на реке Псекупс, на окраине города-курорта Горячий Ключ. Высота около 28 метров. Скала создана "упорством" реки Псекупс, которая миллионы лет, огибая на своем пути Абадзехскую гору, стесала у нее южный бок. Так родилась почти отвесная скала.

Вершина скалы состоит из шести зубцов (еще один, седьмой, в прошлом веке обвалился ночью в реку) и напоминает петушиный гребень. Он виден с автотрассы "Дон". Скала имеет две небольшие пещеры (Звонкая и Спасения). Между ними - крутая Лестница Жизни, вырубленная из камня.
Со Скалы Спасения (Петушок) открывается прекрасный вид на долину реки Псекупс, лесистые отроги хребта Пшаф.

На озере

Кроме того, что мы каждый день собирали вишню, мы еще заготовили цветы липы. В это время в Горячем ключе цвела липа. Здесь много лип с большими ветвями, спускающимися почти до земли и усыпанными крупными цветами. Так что, здесь мы смогли собрать и насушить липов цвет на всю зиму.

Курорт Горячий Ключ был основан в 1864 году, был построен военный госпиталь, купальня, разбит парк.
Первый юбилейный памятник был установлен в честь 50-летия Псекупских минеральных  вод и войсковой больницы, это памятник-арка.

К 100-летию курорта был установлен вот этот постамент

А к 140 годовщине уже вот такая памятная арка

Как мы с Вами подсчитали, в предстоящем году курорту исполнится 150 лет. Это дата!
Только что пришла мысль, что в следующем году надо так же заехать в Горячий Ключ. Представляю, как он еще преобразится и расцветет в свой юбилейный год.

В один из вечеров на площади перед санаторием, у фонтана играл духовой оркестр. Это, как картинка из довоенных фильмов – теплый летний вечер, ароматы цветущих растений и в парке духовой оркестр. Удивительные ощущения!

В парке часто слышали горлиц, а однажды услышали горлицу совсем рядом, покрутили головой и увидели её прямо над собой, сидящей на ветке платана.

По дорожкам ходили люди, а она ничего не боясь горковала. Конечно, я не могла удержаться и стала с ней разговаривать на её же языке. Представляете, мы поняли друг друга! И к удивлению прохожих, маленькая птичка и большая тётя по очереди издавали гортанные звуки.
Не знаю, как горлица, а я получила большое удовольствие.
Один из дней нашего пребывания в Горячем Ключе был суббота и, как обычно, в этот день было много свадеб. А куда идут молодожены? Конечно, в самые красивые места своего города и по традиции, на мост, что бы повесить на него замок, а ключ бросить в реку.
Так было и в этот день

Вот так мы провели 5 дней в Горячем Ключе, который для меня стал настоящим райским уголком. Здесь полное благоденствие, душа отдыхает и всё радует глаз! Воздух здесь чистейший и благоприятнейший! Для тех, кому надо поправить здоровье, успокоиться и привести мысли в порядок, это очень подходящее место.
А теперь давайте еще раз пройдем по городу

Вот такой он удивительный уголок Краснодарского края - Горячий Ключ.