6 ноября 2013 г.

Путешествие в Углич. октябрь 2013г.

Вот и сбылось давнее мое желание посетить г. Углич. В октябре в нашей полосе погода не предсказуемая, поэтому не стали ждать веселых прогнозов и поехали 8 октября.

Сыро и пасмурно, но МЫ ЕДЕМ в УГЛИЧ!
Выехали из Зеленограда в 8 утра, свернули с Ленинградского шоссе на окружную дорогу, далее Икша, Яхрома, Дмитров, поворот на Талдом и прямиком в Углич. Всего 280км.

Название город получил, по всей вероятности, от того, что Волга здесь делает угол. Кроме того, существует две менее вероятных версии: от того, что в этом месте выжигали угли, и от того, что сюда был переселён народ «угличи» с реки Углы, притока Днепра.

Дороги никакие, наверное, таким мог быть слалом на большой стиральной доске, когда тряска с виртуозным лавированием между ям. Будет нечестно, если не скажу, что местами дорога вполне прилично отремонтирована, но такие места не длиннее 1-2 км, а дальше опять «наши дороги».

Любопытно, что после Талдома движения на дороге нет, ехали одни, лишь изредка попадалась встречная машина.
За окном – красотища! Вот она ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

В Ярославской губернии стали встречаться сороки. Почему-то у нас в Московской области их совсем не видно. Жаль, что не удалось заснять этих красивых шустрых птиц.

В 12-15 мы въехали в центр Углича! Сразу поехали к набережной Волги и, конечно, я начала фотографировать.

Заселились в гостинице «Вознесенская» в историческом центре, в 100 метрах от набережной.
Гостиница названа в честь ныне не существующей церкви «Вознесения Господня», построенной еще до смутного времени, горевшей и вновь восстанавливаемой. Церковь просуществовала более 3-х веков и была разрушена в 1938 г.

В Угличе я насчитала 10 гостиниц, некоторые из них современные и выглядят очень презентабельно. «Вознесенская» современная небольшая гостиница на 57 номеров от стандартных до 3-х комнатных люксов.

Мы разместились в небольшом номере, естественно, со всеми удобствами и даже WI-FI. Единственный минус это то, что из-за окна, выходящего в зимний сад гостиницы, в номере было душновато.

Для тех, кто соберется в Углич, я очень даже рекомендую эту гостиницу. Все современно, комфортно и с демократичными ценами, кстати, в которые входит и полноценный завтрак в кафе при гостинице.

Разместившись, попив чайку, а электрический чайник во все путешествия берем с собой, мы пошли изучать город.Такие города надо изучать только пешком.

Первое упоминание об Угличе в общерусской летописи и новгородской берестяной грамоте, как существующего города, разоренного ратями киевского и смоленского князей, датируется 1148 годом. А согласно местным летописям, посланец киевской княгини Ольги Ян Плескович прибыл в Углич для сбора дани и переписи населения в 937 году! Однако, эта дата не является официальной. Жители Углича считают, что их городу 1076 лет!

Я не буду расписывать древнюю историю Углича, все это, при желании, вы найдете в Интернете. А я покажу Углич таким, каким его увидела я.

Вторую половину дня до темна мы бродили по городу.  Прошли в Кремль, в котором сохранились древнейшие сооружения - Палаты царевича Дмитрия (палаты угличских удельных князей) постройки  1480 года и Церковь Дмитрия «на крови», поставленной в 1692 году на месте гибели царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного.

Кремль стоит на высоком берегу Волги, откуда открывается великолепный вид на Волгу и город. По бокам его проходят 2 глубоких оврага с протекающими по ним небольшими речками – Шелковица и Каменный ручей. Получается, что Кремль стоит на полуострове, почти на острове, одной узкой полоской земли соединяется с «материком».

Мы бродили по Кремлю, была хорошая погода, иногда из-за туч выходило солнце и освещало золотую листву деревьев.  Было тепло и нам не захотелось заходить в музеи.

Из Кремля мы пошли по Спасской улице и дошли до Воскресенского мужского монастыря, а напротив него через дорогу, на берегу Волги стоит медленно врастающая в землю очень красивая узорчатая Церковь Рождества Иоанна Предтечи «что на Волге». Церковь построена в 1690 году.

Говорят, что до строительства Угличской ГЭС вода в Волге поднималась так высоко, что неоднократно затопляла эту Церковь. Сейчас эту церковь передали монастырю, но службы там проводятся крайне редко. В основном она закрыта.

Воскресенский мужской монастырь. Уже издалека обратили внимание на сияние золотых куполов храма.

Прошли на территорию монастыря и увидели, стоящими на земле, похоже, совсем недавно снятые, старые жестяные купола. Центральный был ну очень большой! Я перед ним - совсем Дюймовочка. Снятые купола были сильно изранены, с множеством рваных дыр.

Мне нравятся небольшие уездные города с сохранившейся самобытной архитектурой. В Угличе весь исторический центр – это музей. На многих домах висят таблички с надписью, кому и когда принадлежал дом. В городе никто никуда не спешит, идет размеренная жизнь.

Пройдя несколько кварталов по разным улицам, мы оказались у Богоявленского женского монастыря, храмы которого только 2003 году переданы верующим. На территории монастыря до сих пор размещается средняя и художественная школы, бегают ребятишки, срезают путь домой местные жители и гуляют туристы, т.е. мы.

Когда-то этот монастырь занимал почти целый квартал, выходящий на 4 городских улицы. Построен монастырь в 14 веке княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского. Здесь же была насильно пострижена в монахини мать царевича Дмитрия Мария Федоровна Нагая, после гибели сына.
Всего на территории монастыря 3 храма:
Смоленская церковь построена в 1700 г.
Федоровский храм датируется 1818 г.
И самый большой храм монастыря – Богоявленский собор, построенный по проекту знаменитого архитектора К.А.Тона, автора проекта Храма Христа Спасителя в Москве. Это самый большой храм в Угличе.

Сейчас храмы медленно восстанавливаются, идет подготовка к зиме, заготавливают дрова. Около Богоявленского собора проходит распиловка дров, получается, что такой огромный храм отапливается дровами.

Уже смеркалось, а мы все бродили по городским улочкам и какими-то окольными путями вышли еще к одному монастырю – Алексеевскому. Этот монастырь стоит на возвышенности, которая в древности носила название Огненной горы, и был основан в 1371 году Алексием, митрополитом Московским. Это самый древний монастырь Углича. В него-то мы и не попали, т.к. было поздно и ворота были закрыты. Возможно, есть еще вход с другой стороны, но на то, что бы обходить монастырь, у нас уже не было сил. Надо было еще дойти до гостиницы, а как далеко до нее идти, мы не представляли. Сами понимаете, до гостиницы мы дошли и свалились, не чувствуя ног.
9 октября мы поехали в Мышкин и целй день пробыли там. (читайте отчет). По приезду из Мышкина мы еще хотели успеть попасть в музей Гидроэнергетики в Угличе, который работает до 17 час.

К сожалению, в музей нас не пустили, а сказали, что будут ждать нас завтра. Завтра, так завтра. Небо поднялось, дождя уже не ожидалось и мы решили проехать по городу.

Вот и третий день, сегодня ехать домой. Конечно, опять побывали на набережной, понаблюдали за рыбачками, сидящими у воды на камнях. Один из них прямо при нас поймал сазана, приличного такого, на вид около килограмма. Потом прокатились по современному району города, здесь строят дома не выше 5 этажей.

А дальше - музей Гидроэнергетики, не имеющий аналогов в мире.

Экскурсия длится 1 час, но время в этом музее летит незаметно. Само здание музея – памятник истории, в нем располагалось Управление Волголага. О том, какой ценой были построены гидротехнические объекты СССР, рассказывает экспозиция зала Памяти.

1936 год – начало строительства Угличской ГЭС, а в 1943 году водохранилище наполнено до запроектированного уровня. Водохранилище затопило огромное количество селений, некоторые исторические и архитектурные памятники Углича и кроме того, центральную часть города Калязина, но об этом чуть позже. К сожалению, я не делала фотосъемки в музее, а в Интернете нашла единственную видеозапись кусочка экскурсии, вот ссылка на нее.

После экскурсии, около 16 час. мы распрощались с Угличем и отправились в обратный путь, домой.

В Тверской губернии свернули в сторону Калязина и через несколько километров оказались на берегу Волги, вернее, Угличского водохранилища и перед нами открылся вот такой вид

Из воды возвышается, уходящая стрелой в небо, колокольня Николаевского собора. Я раньше видела фотографии этой колокольни, но вид воочию просто потрясает.

По приезде домой я нашла в интернете информацию о Калязинской колокольне. Есть разные версии и легенды и одну из них я решила разместить здесь, на блоге. Эту удивительную историю читайте в следующем посте.

Проехав стороной Калязин, с дороги увидели вот такую тарелку.

Оказалось, что это радиотелескоп Калязинской радиоастрономической обсерватории. Говорят, телескоп принимающий и не создает излучения, поэтому вблизи него можно находиться без риска для здоровья.

Дальше дорога лежала опять на Дмитров, перед которым мы попали сначала в длиннющую пробку, а за тем нас вообще развернули в объезд города. В город никого не пускали. Оказывается, въезд в город закрыли из-за ожидания олимпийского огня. В общей сложности, на это потеряли часа 2 и домой вернулись поздним вечером.