14 ноября 2014 г.

Путешествие в Ростов Великий. Спасо-Яковлевский монастырь. ноябрь 2014г

Хмурое утро. Поехали в Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь

Уже 11 лет работает экскурсионная служба Спасо-Яковлевского монастыря. Возглавляет экскурсионную службу учитель истории одной из Ростовских школ. Сейчас на постоянной основе здесь работают 6 специалистов и периодически помогают еще четыре человека.

Не знаю, сколько стоит коллективная экскурсия, а для 2-х человек она будет стоить 800 руб. Кстати, с экскурсией предлагается посмотреть больше объектов, нежели в свободном посещении монастыря. Мы не стали заказывать экскурсию и самостоятельно входим на территорию монастыря.



Главный вход


Очень чистая и ухоженная территория. Здесь же, на территории монастыря растёт яблоневый сад.


Храм Святителя Димитрия Ростовского


Главным подвигом Святителя Дмитрия считается составление Житий святых. Над этой фундаментальной энциклопедией христианской святости, состоящей из 12 книг, свт. Дмитрий трудился на продолжении 25 лет. О благословении Божьем, почивающем на этом труде, свидетельствует тот факт, что святые сами являлись свт. Дмитрию и поправляли его.
По прибытии в Ростов, свт. Дмитрий словом и делом занялся просвещением населения и духовенства. По собственному почину он открыл училище – единственное на тот момент после Московской славяно-греко-латинской академии. Он продолжает писать и после каждой службы говорит поучения.

Еще при жизни свт. Дмитрий избрал местом своего погребения Яковлевский монастырь, очевидно, чувствуя духовное родство с погребенным здесь свт. Иаковом – милостивым заступником обидимых. Дарующие исцеление чудотворные мощи св. Дмитрия стали главной монастырской святыней. Со времени его канонизации в 1757 году этот монастырь стал знаменитейшим и знатнейшим в Ярославо-Ростовской епархии.
С начала XVIII века и поныне в монастыре храниться келейная икона свт. Дмитрия – Ватопедская чудотворная икона Богоматери.

«Дмитриевский храм начали строить в 1794 году крепостные архитекторы графа Н.П. Шереметева: Алексей Миронов и Душкин по поводу рождения сына графа – Дмитрия. По какой-то причине граф Шереметев не окончил церкви, и она была достроена уже в 1801 году на средства монастыря и жертвователей.

Дмитриевский-Шереметевский храм представляет собой выдающийся образец архитектуры эпохи русского классицизма конца XVIII и начала XIX веков.
Вдоль дорожек монастыря установлены информационные доски, посвященные людям, привнесшим значительный вклад в основание и развитие монастыря.
Я покажу информацию, посвященную графу Николаю Петровичу Шереметеву.


Увеличив картинку, вы можете прочесть о жизни и деятельности графа, а меня потряс текст "Завещательного письма" Н.П.Шереметева сыну Дмитрию. Поэтому я размещаю фотографию и переписываю текст этого письма.


"Любезнейший сын мой! Прими мое наставление, исполняй его так, как тебе советует твой отец и друг.
Я кончил путь жизни; твой путь еще не известен. Я испытал ее удовольствия и горести; горести всегда превосходили маловременное обольщение приятностей.
Благополучие ее зависит от исполнения законов Божеского и общественного. Они да будут путеводителями твоей жизни. Без них честь, богатство и слава - вредные приобретения, ослепляющие ум и вовлекающие человека во всякие излишества. Не ослепляйся ими, старайся знать истинное их употребление. Кто большими обладает стяжаниями, тот имеет большие способы делать добро. Благостию Создателя я всегда был сохраняем от сего порока и ненавидел его.

Страх, чувствуемый в душе моей при поползновении в излишества, удерживал меня от крайности. Я опасался, да не до конца прогневается Господь моим согрешениям. От сего и произошло то, что чувства сердца моего впоследствии мог обращать на доброе. Это самое испытал я в любви к твоей матери. Ее привязанность к вере и богопочитание пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки.

Они заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою. В таком расположении души моей видел я величайшее различие мнимых удовольствий от истинных. Пиры переминил я в мирные беседы с моими ближними; театральные зрелища заступило рассмотрение дел Божиих; постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная.

Всякие увеселения и великолепие привлекут к тебе множество друзей; их ласкательства вовлекут тебя во всякие излишества, но как скоро подвергнешься бедствию, вся эта толпа удалится от тебя, а найдутся, может быть, двое или трое, которые будут посещать и утешать тебя в горести. Лживость приятелей испытал я сам. Когда кончина супруги моей подвергла меня в отчаянное состояние, весьма мало нашлось участников печали моей.

Обладая великим имением, не ослепляйся во избежание излишеств и порочных удовольствий, но доходами с него управляй так, чтобы одна часть удовлетворяла твои нужды, а другая была посвящена благу других. Хотя все, что ты имеешь, тебе принадлежит, но помни, что ты сам принадлежишь Богу, Государю, Отечеству и обществу. Во всех твоих намерениях призывай в помощь Бога - без Его воли ты ничего сам собою исполнить не можешь. Пусть лучше погибнут все стяжания твои в мире этом, чем погибнет в тебе твоя вера. Она есть душа нашей жизни, без нее наше бытие - мука вечная. Помни, что жизнь коротка, что весь блеск мира исчезнет и все живущие в нем переселятся в вечность, не взяв с собой ничего, кроме добрых дел. Исполнение воли отца твоего также есть доброе дело. Не преступая нимало написанного тебе в завещании, употреби во всей точности его. Отходя в вечность, целую тебя последним целовением".


В начале XX века на монастырской колокольне насчитывалось 22 колокола: первый весил более 12,5 тонн (770 пудов), второй – более 5 тонн (310 пудов), следующие четыре – от 3 до 2,5 тонн.
По свидетельству современников, колокольные звоны Спасо-Яковлевского монастыря отличались особой звучностью и красотой. Имеются упоминания о том, что в монастыре осуществлялся особый «нотный» звон.
Колокольный набор Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря являлся наиболее значительным из всех монастырей Ростова. По числу колоколов он превосходил все наборы города и уезда, включая и знаменитую Ростовскую соборную звонницу.


Под одною крышею с храмом Зачатия св. Анны находится храм св. Иакова Ростовского.
«На западной стене храма, слева от входа, сохранилась надпись, рассказывающая о том, что храм был построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1686 году “во имя Живоначальной Троицы, а в 1754 году ... в память первобытного храма, созданного Яковом епископом ростовским, переименован во имя Зачатия св. Анны”. Стенопись Зачатьевской церкви, исполненная в 1689–1690 годах, является одним из ценнейших памятников фресковой живописи Ростова.

Зачатиевский собор закрыт,  но его посещение входит в экскурсионную программу.
Вход в Зачатиевский собор - на фотографии справа, а левая дверь - это вход в храм св. Иакова Ростовского.
В 1824 г. Яковлевский придел Зачатиевского собора был разобран, в том же году на его месте начинается сооружение просторного каменного храма св. Иакова Ростовского. Он был предназначен стать теплым храмом для проведения зимних монастырских богослужений.

Расположенная между Зачатиевской и Димитриевской церквями, Яковлевская церковь завершила стройную и величественную композицию трех, стоящих в один ряд монастырских храмов. Южной стеной церковь св. Иакова вплотную примыкала к старому монастырскому собору (Зачатьевскому), а ее северный фасад был обращен к храму св. Димитрия.

Одной из самых почитаемых святынь Спасо-Яковлевского монастыря является чудотворная Ватопедская икона Богородицы "Отрада, или Утешение". На протяжении всей жизни митрополита Димитрия она являлась его келейным образом, не оставила она его и после смерти. В день погребения святителя образ Ватопедской Богоматери был принесен в Яковлевский монастырь и оставлен при его гробе. Впоследствии этой иконе было суждено стать одной из главных монастырских реликвий.


Напротив храмов среди яблоневого сада стоит деревянная часовня Иакова со святым источником.



Идём к юго-западной башне, где расположена смотровая площадка




В неглубоких арках монастырской стены уложены дрова


В нижней части башни сейчас размещена церковная или монастырская лавка. Там мы узнали, что монастырь газифицирован, а дрова используют в пекарне. Просфоры и хлеб пекут только на дровах.

Позже, на сайте этого монастыря я прочла, что "в 1909 году в монастыре появилась новая церковь, посвященная Толгской Богоматери. Местом ее размещения была выбрана юго-западная башня монастырской ограды." Получается, что теперь в помещении церкви размещена церковная лавка. Почему церковь упразднили, остается вопросом.
"В верхнем ярусе башни, прямо над храмом, была устроена смотровая площадка, откуда открывался восхитительный вид на озеро. По свидетельству современников, оттуда, сверху в ясный день можно было различить три десятка церквей, стоящих вокруг озера и в окрестностях монастыря."

И мы поднимаемся на смотровую площадку башни, проход на площадку платный (цена не запомнилась, то ли 20, то ли 50 руб.) Всё в тумане, но все равно очень красиво


За стеной монастыря - хозяйственные постройки и монастырское подсобное хозяйство. Здесь мы видим отапливаемые теплицы, где, как нам сказали,  к новому году уже поспеют огурчики, помидорчики, зелень. На большом участке двое рабочих что-то выбирали из земли в мешки. Понятно, что какие-то корнеплоды, но какие? Уже ноябрь, уже были морозы до -10 , а в поле что-то еще сидит...




Белый храм на хозяйственной части монастыря - это Спасо-Преображенский собор бывшего Спасского что на песках монастыря, который был основан в первой половине XIII века, упразднен и приписан к Яковлевской обители в 1765 году.

Интересно, что в подвальном помещении храма был устроен храм, посвященный преп. Сергию Радонежскому, уроженцу Ростовской "Местом расположения Сергиевского храма стал нижний этаж Спасо-Преображенского храма. Прежде это помещение использовалось в качестве кладовой, было занято складом старой церковной рухляди, рабочих инструментов, стройматериалов «без особого соблюдения чистоты и опрятности, приличной
помещению церкви». В 1879 г. дважды - в апреле и июне - подклет Спасского храма осматривался губернским архитектором Яровицким, который установил, что «к устройству трехпридельной церкви в нижнем этаже храма при оказавшейся прочности помещения препятствий не предоставляется»."

Предположительно, освящение храма можно датировать 1887 г.
Церковь преп. Сергия Радонежского просуществовала недолго. Подклет Спасского храма оказался не лучшим местом для ее устройства ? из-за сильной сырости богослужение там было затруднено. По данным монастырской описи 1919 г., Сергиевский храм числился «совершенно упраздненным».

В настоящее время в монастыре 14 монашествующих и 3 послушника."Церковное послушание, которое несут все, живущие в монастыре, включает в себя ежедневную вычитку братского правила и обязательное присутствие на богослужении. Чередные иеромонахи и иеродиаконы ведут службу, а остальные – поют на клиросе или молятся в храме. Наряду с церковным послушанием, каждому из насельников поручено выполнение определенных работ – административных или хозяйственных."

А хозяйство у монастыря не малое. Кроме земли и построек, которые мы видели со смотровой площадки, есть еще
земли, коровник, пасека, пекарня, производство по переработке молока, где производят творог, сметану, несколько сортов сыра. Кстати, во время постов производят голландский сыр, т.к. срок его созревания не менее 30 дней. Пост идёт, а сыр зреет :)) В монастырь приезжают желающие потрудиться во славу Божию, это трудники. Как раз они и помогают справиться со столь большим хозяйством.

Из Спасо-Яковлевского монастыря мы поехали на родину Сергия Радонежского в село Варницы, которое находится в двух километрах от Ростова. Там находится Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: ▼
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ▼
Поделитесь новостью с друзьями!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: ▼


наверх